А может пора все изменить?
В настоящий момент в России получили высшее образование около 57% населения в возрасте от 25 до 35 лет. Такой высокий процент образованности отмечается только в трех странах: Южной Корее, Канаде и Японии. Так почему же наша наука так сильно отстает от той же Японии? Куда деваются все наши выпускники?
Давайте посмотрим правде в глаза. Какие наиболее распространенные причины в мире для поступления в ВУЗ? Правильно, получить необходимые знания для будущей работы, либо великое желание посвятить себя науке. А что же насчет России? Так принято. Если у тебя нет диплома ВУЗа, ты «лох». Качество диплома и полученная специальность не важны.
Откос от армии. При этом качество учебы также не важно, лишь бы не выгнали.
Неспособность многих выпускников решать взрослые проблемы. Чем ты будешь заниматься в жизни, как зарабатывать? Не хочешь думать об этом, а хочешь на дискотеку? Вот тебе еще пять-шесть лет обучения в ВУЗе, походи, подумай.
Вот три самых главных причины, по которым современная молодежь идет получать высшее образование. Как вы уже поняли, при этом не важно, какое это образование, и какие оценки в дипломе. И получает наша страна толпы юристов, экономистов и психологов, которые просто не в состоянии выполнять свои прямые обязанности, и не знают, куда им пойти работать. Может, стоит изменить подход к получению высшего образования?
Скажем, если человек поступает на «государственную» специальность (врач, преподаватель, инженер), то и платит за его обучение государство. А выпускник обязан возместить затраты на свое обучение, отработав определенный срок по своей специальности там, где определит работодатель (государство). В советское время эта проблема очень хорошо решалась при помощи распределения. Каждый учащийся знал, что учится он не просто так, а для конкретного места.
Если же абитуриент выбирает, скажем, экономику или юриспруденцию, то пусть за него платит та фирма, которая потом возьмет его на работу. С помощью такой системы будет решаться не только проблема с избытком «лишних» специалистов, но и со стипендией, и с качеством дипломов. Ведь платить будет будущий работодатель, а значит, студенту придется оправдывать доверие своими показателями.
Бесплатное же образование нужно оставить только для одаренных и действительно талантливых людей. А показателем этого должны служить занятые места на олимпиадах, полученные гранты. Как правило, именно такие люди точно знают, чем хотят заниматься в жизни, и поступают туда, куда хотят, а не туда, куда проходят по баллам.
Возможно, с такой системой образования, где каждый студент имеет конкретного заказчика-работодателя, Россия сможет вернуть утерянное знамя передовых технологий.