Быстрая подготовка к экзамену
У всех учащихся бывают ситуации, когда на подготовку к какому-либо сложному экзамену остаются считанные дни. Реально ли при таких условиях сдать экзамен на «хорошо» или «отлично», и как это сделать?
Итак, первое, что нужно сделать – успокоиться, так как сильные переживания или недосып сильно снижают шанс плохо подготовленного студента сдать экзамен. Почему? Ответ прост: при недостаточной подготовке едва ли не главную роль играет способность логически мыслить, делать правильные обобщения и выводы, действовать по ситуации. И именно эти способности (а не память, которая задействована у тех, кто старательно и долго зубрил материал) в первую очередь ухудшаются от стресса или недосыпа.
Во-вторых, следует правильно распределить время: желательно хотя бы в общих чертах ознакомиться с каждым из билетов, чтобы Вы могли дать краткий ответ на любой экзаменационный вопрос. Билеты лучше всего чередовать по сложности, например, один трудный + несколько более простых. Если есть ещё немного времени, можно просмотреть определения встречающихся в тексте (учебнике или конспекте) незнакомых понятий – они могут оказаться важными.
В-третьих, следует учитывать, что Вам могут задавать дополнительные вопросы. Главное – помнить, что задаются они, как правило, не с целью «завалить» студента, а, напротив, с целью «вытянуть» его на более высокую оценку. Это значит, будет нелишним обратить внимание на «любимые» преподавателем темы, фразы и термины – их знание может склонить чашу весов в Вашу сторону. Кстати, на самом экзамены можно послушать, какие вопросы задаются предыдущим отвечающим – нередко преподаватель задаёт ограниченное число вопросов. Также эта информация может помочь Вам в подготовке ответа на собственный вопрос.
Непосредственно перед экзаменом (во время ожидания) имеет смысл попросить каждого из Ваших соучеников рассказать те билеты, которые он или она знает лучше других: читать что-либо в это время почти ни у кого не получается, а Вы таким образом сможете повторить или даже выучить какое-то количество материала. Это, кстати, весьма полезно и для рассказчика.
Во время экзамена советую держаться максимально уверенно, то есть не показывать, что Вы чего-то не знаете. Главное здесь – не перейти в наглость, но тут могу только посоветовать руководствоваться собственным здравым смыслом. Что касается того, каким по счёту лучше идти отвечать, то могу заметить, что нередко сильны преподавательские стереотипы – сначала идут самые сильные учащиеся, а в конце – «двоечники», которые надеются уговорить преподавателя поставить им тройку. Конечно, не все преподаватели считают так, однако, в нашем случае лучше не подвергать себя лишнему риску.
Списывать или не списывать? Этот вопрос задают себе многие учащиеся. Думаю, списывать имеет смысл, только если Вы уверены, что этого не заметит преподаватель. Если риск всё же есть, то это – вариант для совсем безвыходной ситуации, когда Вы не можете ничего толком вспомнить по заданному вопросу. А вот делать шпаргалки стоит в любом случае – даже если они Вам не пригодятся, вспомнить то, что сами писали гораздо легче, чем просто прочитанный материал материал. Это объясняется тем, что когда Вы делаете шпаргалку, задействованы сразу несколько видов памяти (по этой же причине читать лучше вслух – тогда подключается ещё и слуховая память).
Немаловажно помнить, что экзамен – во многом лотерея. Если же Вы слабо подготовлены, то это – лотерея вдвойне. Не забывайте, что всё-таки главное – умение найти работу и качественно её выполнять (а работа эта, как известно, далеко не всегда соответствует названной в дипломе специальности). Так что, если Вы всё же не получили ту оценку, о которой мечтали - не расстраиваётесь, а лучше постарайтесь подготовиться к следующему экзамену.